- начал свой рассказ Алауди Идрисович.
– Мои родители Идрис и Айна были маленькими детьми, когда они попали в ссылку, в которой пробыли 14 лет! И я там тоже родился, на родину, в Чечено-Ингушскую республику мои родители вернулись, когда мне было три годика, в 1957 году. Не любили вспоминать мои родители и бабушка, как они добирались в Киргизию в вагонах для скота. По дороге множество людей умирало, их не разрешали даже похоронить… Я всегда поражался тому, как они смогли выжить в то страшное голодное время! Одних детей было 30 душ – у моих родителей, у их братьев и сестёр, и всех их нужно было прокормить. Но выживали так – если в соседнем доме пекут лепёшки, делили на всю ораву, пусть по кусочку, но всем достанется. И ещё с теплом чеченцы всегда отзываются о народах Киргизии и Казахстана, которые приняли под своё крыло целые народы и помогали им выжить в трудное время. До сих пор в Чечне делают садака (в исламе добровольная милостыня, совершаемая и раздаваемая мусульманами ради Аллаха - от авт.) в честь кыргызов и казахов, как дань памяти об их милосердии. Когда бабушка с шестью детьми вернулась в Шалинский район Чечено-Ингушской республики, как и многие чеченцы, пришли в родные дома, которые были уже заняты. Но дагестанец, живший в нашем доме, всё понимая, вернул его нам обратно. В нём мы, дети, и выросли. Окончив восьмой класс школы с отличием, я уже знал, что стану медиком. Решил поступать в Грозненское медучилище на фельдшера. Но мне предложили поступить на более мужскую профессию – на отделение, где учат на зубных техников. О своём выборе я не пожалел ни разу. В Нальчике окончил медучилище, потом, как и все советские ребята служил в армии. А демобилизовавшись, в 1977 году стал работать в Грозненской поликлинике вплоть до 1983 года. В 83-м со мной произошёл случай, который и свёл меня через некоторое время с Черноярским районом, ставшим для меня второй малой родиной. Я познакомился с черноярцем, который предложил мне поработать зубным техником. «В них у нас острая нехватка сейчас», - сказал мне он и, как помню, 4 января 1984 года я впервые приехал в Чёрный Яр, где мы всей большой дружной семьёй живём по сей день. Здесь родились и выросли мои дети, которые сейчас уже сами взрослые люди и растят своих детей. У нас с супругой Ризидой уже 16 внуков! Мы с женой Ризидой воспитали своих детей - сына Абубакара (он в Грозном), дочек Макку (она во Франции), Элину, а также детей от других браков -дочь Хаву, которая сейчас живёт в Швеции, и сына Романа, который сейчас служит в армии. А также нашего племянника Умара, которого я маленьким ещё ребёнком, можно сказать, спас от войны в Чечне. Скажу прямо, та война была большим горем и страданием для чеченского народа: пока воевали между собой федералы и бандиты, страдали и погибали простые люди…
Во многом благодаря профессии Алауди Идрисовича – он работает в Черноярской районной больнице зубным техником вот уже 38 лет. И помог не одному поколению черноярцев «поправить» свою улыбку.
Честно говоря, мне захотелось пообщаться с дядей Аликом (так я называю этого человека с детства) не только в канун празднования Дня народного единства (по традиции в его преддверии мы всегда пишем о семьях разных национальностей и конфессий), но и узнать о корнях его семьи, о годах репрессии целого народа, как попали в Чёрный Яр, почему не вернулись на родину, в Чечню?
- Да, и наша семья тоже в 1944 году была депортирована в Киргизскую республику как враги народа,
Оглядываясь в прошлое, Алауди Идрисович говорит, что многое было пережито их семьёй, но без истории предков, без их наказов и заветов не может существовать чеченский народ.
«Мы свято чтим заповеди Всевышнего и своим детям и внукам прививаем любовь к Аллаху и людям»,
- говорит Алауди Ампукаев.
На мой вопрос, не хотелось ли ему и его семье вернуться на родину предков, он ответил так:
«Черноярский район – теперь моя родина, из 66 лет 38 я живу на этой земле. Здесь мои друзья, коллеги, здесь всё, чем я дорожу в этой жизни. А в Чечню я могу в любой момент поехать в гости, обязательно вернувшись обратно, домой».
Народное единство – не пустой звук для каждого россиянина. И пусть так будет всегда. Мира Вашему дому, Алауди Идрисович! Мира вашему дому, дорогие земляки!
Айжамал АЛХАНОВА.